полдня сочинял тему. И глюк её поел.
Восстанавливаю по памяти.
Текст получился на редкость сумбурный... Даже редактирование плохо помогает.
Ну... сначала клинок попал ко мне в руки... Потёрся... Зазвучал... и "прилип" к рукам. (Спасибо,
Fes!)
А дальше - ой, грядёт неизбежность: есть клинок - будет нож! (Жаль, не сфотографировал "исходную позицию" и несколько последующих...)
Первый вопрос, который возник на пути к "изделию" - а рукоять-то из чего будет?
Ответ был готов очень быстро. Из дуба! (Оставалось только "прогуляться", принести, напилить...)
Ну... Пилить так пилить!
В результате примерно полсотни вот таких "обпилков" (все такой ориентации) ждут своей участи.
(Если досохнут нормально - всплывут в барахолке. Ориентировочный размер: 40х40х120. "Мало не покажется!" )
Попутно образовалось несколько продольных кусочков - но и они не заржавели.
Ну и клинки к этим рукоятям уже ждут полировки и сборки...
Ещё одна села на мусат, сделанный как обычно - из попавшегося под руку ржавого трёхгранного напильника.
Трёхгранность - это не принципиально. Главное, что твёрдое + мелкозернистое рулит. Правда в данном случае твёрдости (60+ HRC) чуть маловато...
Впрочем, это лирика, а рассказ-то будет о золингене?
Ой! Я не сказал волшебное слово "золинген".
Извиняюсь.
Зо - лин - ген.
Ну, да... В золингении тоже есть наши пионЭры. И они, еПстеПственно, тоже пионЭрят!
Вот такой спионерский клинок мне и достался.
Сначала показалось, что с ТО у него "усё путём". Правда, я особо и не присматривался. "золинген = годится"
...
Но при более внимательном и флегматичном оСЧупывании клинка появилось оСЧуСЧение, что имеет место быть 4116 и с не слишком удачной ТО.
Вывод - буду заставлять резать геометрией!
Длина клинка 130 мм, ширина - 18 мм. Толщины выштамповки была 1.5 - в итоге осталось 1.2 у рукояти, в паре сантиметров от кончика осталось 0.5 мм. Типа тройной клин.
Исходно спуски были прямыми в 0.3-0.5 мм из под фрезерного станка.
Вероятно эта технология и ввела меня в некоторое заблуждение относительно ТО - на поверхности образовался нагартованный слой, причём сравнимый с толщиной самого клинка. Ну и сам клинок тоненький...
На готовом изделии спуски в 0. (Если присмотреться, то волну на кромке от ногтя можно увидеть даже под собственным весом ножа.
Только на подъёме оставлены небольшие подводы (из соображений прочности - я же не хочу, чтобы упираясь в доску кончик сворачивался улиткой?)
Суть "заставления" состоит в том, что нужно согласовать прочность и геометрию сечения. И не просто так, а с учётом нагартовки РК (и спусков около неё) в процессе доводки. Ибо твёрдости ~56 HRC мне явно мало (что ещё раз толкает в сторону реза геометрией). Ну и прочности без нагартовки тоже мало. Без неё он будет пластилиновый.
Из этого вытекеает первая тестовая часть: хочу выяснить, насколько практичным может быть мягкий нож на мусате.
Номинально - нож уже пущен в эксплуатацию. И первое время я собираюсь мусатить его вне расписания...
Крюкоять Рукоять сознательно (безсознательно я могу только рецензию под утро запостить
) сделана квадратноватой в сечении (для управляемости) и свешенной на виде сбоку - ну... попробуйте, может понравится?
Вот, кстати, похожая (IMHO) рукоять...
А это я просто выёжываюсь. Зеркало на сатине.
Забейте!
Ну... развлечения с геометрией описаны в тексте...
А тут можно увидеть сечение:
То, что белеет на РК просто какой-то мусор прилип
.
А острота там просто
. Не, ну, честно... Я сам не ожидал что ...дцать грамм провалят мою ладонь. До "больно" и до крови.
Ну... переигрался с мусатом... Сам дурак.
А форма рукояти - вторая тестовая часть. Изыски на тему удобных малопролфилированных рукоятей.
Кстати, заготовка рассчитана на фуллтанг. Но накладной монтаж делать не хотелось, а обтачивать под всадной - нет смысла. Тем более, что там три отверстия по средней линии.
Так, что я решил её не трогать, а просто "обернуть дубом". Вдруг надумаю переделать?
Заготовка рукояти была выстрогана в размер и подвергалась экспериментам по тонированию.
Потом расколота, в половинках были выбраны пазы (местами там осталось порядка миллиметра толщины древесины) ну и склеена уже на клинке.
При склеивании на ПВА половинки изрядно покоробило и повело.
Пришлось подгонять геометрию - результат эксперимента экспресс-заморивания дуба чем попало ушел в стружку и мимо кадра.
Остались только черные клеевые швы, которые на досуге можно будет задекорировать.
Ну, правда цвет дерева на всех рукоятях и так несколько отличается от природного... Но это другой/другие эксперимент.
Наблюдения над смятием/вскрытием пор, размышления и эксперименты по их закрытию контрастными материалами, изменения контраста при тонировании...
Издевательства над дубиной представляют собой третью часть марлезонского балета.
В целом - продукт вышел мазохизмичеккий по самые дальше некуда!
Не... ну... я не "Больной, вы страдаете извращеними? Что Вы, доктор, я ими наслаждаюсь!"
Т.е. из
нутые варианты я использую только если нет других.
Но вот пришлось попасть в каменный век - ни электричества, ни нормального набора абразивов, ни наждачной бумаги и пасты ГОИ!
Перепрыгивая через кучу зернистостей к микронам.
Ручками! Всё ручками!!
Дуб - и тот ножовкой на морозе, прижимая полено коленом.