Склероз/невнимательность.
Есть старая аналогичная
тема. Но похоже там кое-что из картинок уже потерялось.
Эта пока поживет отдельно...
(Текст всё ещё "не причесан" и фото далеко не все. Но процесс идёт.)
По-моему этот оригинальный нож достоин отдельной темы/статьи.
В качестве пролога:
Любой этнический нож "выкристаллизовывается" на стыке самобытностей: этнической (от которой наследует преимущественно "украшения", [которые проходят через века, а иногда и тысячелетия (!)]) и функциональной (которая диктует адекватные задачам формы).
REM При отсутствии/утрате этнической составляющей - получаются "космополитные" формы, которые можно встретить в любой точке нашего "шарика", при наличии соответствующей им задачи.
Здесь
могла быть ваша реклама можно разместить довольно обширный текст, который должен охватывать несколько столетий истории данного ножа. Тем более, что он, с одной стороны, наверное, один из самых насыщенных символикой. С другой стороны - его формы восходят к одному из древнейших типов ножей...
(Попрошу не путать с Сандрой! )
[Здесь должно быть (будет?
) ещё много текста и картинок... Буду вбрасывать по частям и потом соединять воедино.]
"Скин ду - традиционный шотландский костюмный нож (в иной классификации кинжал), носимый за подвязкой гольфа. Клинок прямой, чаще всего симметричной копьеобразной формы, но с режущей кромкой только на одной грани. Гарда отсутствует. Рукоять своеобразной формы с двумя утоньшениями. Одна из сторон рукояти (прилегающая к ноге) обычно выполняется более плоской. Явно выраженная головка рукояти, часто имеющая украшения, обычно немного отклонена в плоскости клинка. Обычно рукоять украшается резьбой (основной орнаментальный мотив — кельтская «плетенка»), серебряными гвоздиками. На клеймах, металлических деталях рукояти и прибора ножен могут изображатся родовые, общешотландские и масонские символы."По одной из версий, ведёт происхождение от дирка (dirk), но это сомнительно, поскольку он существовал одновременно с более крупными ножами и выполнял свои задачи.
(Этот набор принадлежал Артуру Эльфинстону, шестому лорду Балмерино (1688 - 1746).)"Настоящие горцы, с килтом, носят за правым чулком нож. Если нож расположен с внешней стороны гольфа (спереди), то это означало объявление войны. Шотландцы с самого начала XVII века использовали скин окклс (sgian achlais) — подмышечный кинжал, расположенный в левом рукаве подмышкой. Традиции гостеприимства требовали, чтобы в гостях оружие было на виду, и горец перекладывал нож из тайного кармана за подвязку правого гольфа. Со временем, так стали постоянно носить нож, известный под названием скин ду (sgian dubh)." Естественно, если "по полной программе", то историю скин ду нужно начинать ранее XIII века, наверное.
В первом приближении, наверное, нужно разделить три основных периода:
"Ранний" - это где-то до 1707-1746. [Когда это был просто бытовой нож.]
"Расцвет" - где-то с 1782, практически совпадая с викторианской эпохой (1837-1901). [Когда он, (как и килт) стал одним из символов самоидентификации шотландцев.]
"Современный" - с XX века, с появлением массового производства и упрощением, переходящим в стилизацию.
Ну и предысторию нужно не забыть.
"Made of solid bronze this celtic design dates back to 1200 BC"
Если бегло глянуть в древнейшую история ("от потопа"), то сначала мы увидим пиктов, корни которых тянутся к баскам, а через них в Армянскую Иберию... Позже пиктов "вычеркнули с карты" (в значительной мере - усилиями римлян), а на их земли пришли кельтские племена [и ассимилировали оставшихся]. В частности - скотты, отделившиеся от ирландцев где-то к 8 веку. (Точнее - скотты разделились на ирландцев [оставшихся на месте] и шотландцев, которые заняли свои нынешние территории.)
И если рассматривать скин ду как шотландский нож (естественно, с кельтскими корнями), то плясать нужно где-то от 7-8-9 века.
И ещё к вопросу о делении на периоды: "Jacobite style", "high Victorian style", "regimental patterns of WW1 – WW2".
IMHO: Одним из "предков" скин ду является утилитарный нож, который имел почти ровную по длине рукоять и почти ровное (иногда немного суженное или наоборот - немного расширенное) симметричное лезвие с копьевидным кончиком (примеры можно увидеть в наборах XVI века, куда сначала входил дирк и "малый нож", а где-то к XVII туда добавилась и вилка).
Другим предком я считаю баллок, который у представителей низших классов обычно имел одностороннюю заточку и опять же - симметричный (треугольный или близкий к нему копьевидный) клинок.
Нарядку с этим бытовали и ножи несколько иных форм. Как с треугольными [относительно длинными] клинками, но несимметричными, так и с копьевидными, порой весьма короткими.
Да, как мы видим, рог на рукоятях встречался, естественно. Но основным материалом было всё же дерево.
"Каноническим" считается мореный дуб [bog oak], (а позже встречается и эбен), но упоминается и rootwood - вероятнее всего это боярышник ( + тонирование).
Нередко на рукоятях присутствовала и резьбу в виде переплетающихся [и т.п. традиционных] узоров.
Это всё о раннем этапе, который завершился вместе с якобитскими восстаниями...
(В "промежуточном периоде" встречаются ножи с заимствованиями французских традиций.))
После отмены запретов на оружие и национальный костюм, на фоне подъёма патриотизма произошла и очередная трансформация: вслед за окончательной "мутацией" рукоятей дирков (которые приобрели характерные тыльники в виде стилизованного соцветия чертополоха) - аналогично изменились и рукояти ножей, и вилок, входивших в наборы. А вслед за ними подобные рукояти стали характерны для "обособленных" скин ду.
Примерно в это же время на обухе появляется фальворк, рисунок резьбы несколько меняется к виду диагонально-переплетенных широких полос. Появляются "гвоздики" в местах пересечения полос, а в тыльнике появляются оправленные в металл камни. Традиционно это были местные камни: агаты, желтый кварцит, цитрин. (Позже, в дорогих ножах, встречаются и другие камни.)
Наиболее богатые рукояти скин ду (и дирков) следует отнести к викторианской эпохе, когда для рукоятей широко применялось серебро, эбеновое дерево, драгоценные камни. При этом сечения рукоятей [в средней части] и тыльников могли быть практически круглыми. (Тыльник оставался отогнутым.)
[здесь будут фото]
Следующий этап - военные, "полковые" скин ду. Эти уже немного попроще.
Эти уже немного попроще: рукояти более плоские, "гвоздики" нередко отсутствуют, ...
Фальворк и узкие короткие долы - присутствуют. В комплекте достаточно характерные ножны.
[здесь будут фото]
В XX веке начинается последний этап развития (или - упадка?) скин ду.
Появляется всё больше отклонений от канонов не только викторианской эпохи, но и вообще.
И даже "эпоха интернета" плохо спасает от распада традиций. (Хотя мастера и получили гораздо больше возможностей увидеть исторические/музейные/... образцы.)
При этом можно выделить несколько "течений".
Естественно, кое кто делает кое-что либо в виде прямых реплик антикварных ножей, либо с соблюдением традиций. При этом встречаются ножи, которые больше наследуют изначальные традиции (с минимумом или вообще без украшений) и выглядят они весьма эстетично.
(Хотя это удается не всем и встречается откровенная попса.
)
С другой стороны - "массовое производство". Естественно, это довольно упрошенные (по сравнению с лучшими образцами времён королевы Виктории). При этом, солидные фирмы делают легко узнаваемые и довольно правильные ножи "в стиле". (При этом стиль дополняется правильной стилизацией: оставшиеся элементы - в общем-то остаются в стиле.) Но, наряду с этим, появилось множество "попсы непотребной", которая выглядит скорее как [...] пародия.
[здесь будут фото]
Наверное самый известный современный нож такого типа: Cold Steel Brave Heart. Дизайнер - Лин Томсон.
Ну, многие современные фирмы что-то по мотивам скин-ду делали. И Мастера - тоже, конечно.
Например: вот лаконичный современный нож. Автор: Stuart Branson.
Предыстория.
По моему мнению, прямым предком скин ду является ballock.
Смотрим сюда:
Описан как относящийся к границе XV-XVI веков.
Форма клинка свидетельствует о поюзанности. Сейчас ~135 мм, значит изначально было около 140...
В обухе - ~7 мм. (О происхождении отверстия - можете спросить у владельца.
@)
Я вижу здесь пару интересных моментов:
1. Опять же - тыльник, близкий к шарику.
2. Мелкий шарик на тыльнику. Практически исключающий "хлопок ладошкой" на вколачивание.
(В этом резкое отличие от многих ballock, имевших рукоять "раструбом", с круглым диском на тыльнике. Нередко - в сочетании с клинком, имевшим узкоромбическое, квадратное или треугольное сечение. По сути - переход к мизерикордам.)
PS Маленькое отступление в сторону: алфавит гэльского языка - один из самых коротких...
Всего 18 букв.
Не 12 букв, как в ротокас (где, однако различаются длинные и короткие звуки, а также часты сочетания гласных, которые можно считать дифтонгами [и они могли бы отображаться отдельными символами]), но всё же...
PPS Попался небольшой список литературы по теме:
1. History of the Scottish Regiments in the British Army by Archibald K. Murray, репринт издания 1862г.
2. Scottish Highland Clans and Regiments by John S. Keltie, 1-е издание 1875г., 8-й том.
3. Records and Badges of Every Regiment and Corps in the British Army Vol 1 & 2, by Henry Manners Chichester & George Burges-Short, репринт издания 1900г.
4. History and Services of the 78th Highlanders (Ross-Shire Buffs) 1793-1881 compiled from the manuscripts of the late Major Colin Mackenzie and official and other sources. By Major H DAVIDSON, 1-е издание 1901г.
5. Seaforth Highlanders by Colonel John Sym, издание 1962г.
6. SCOTTISH SWORDS & DIRKS by J.Wallace, репринт издания 1970г.
7. The 78th Highlanders (Ross-Shire Buffs), 1793-1881 by Bill Crowell, 1983г
8. SCOTTISH DIRK by J.Forman, 1991г.