Мастер или производитель ножей не делает "коллекционные" изделия вообще, коллекционирует пользователь - коллекционер, но это всегда рабочие вещи, ибо не рабочая вещь никому не нужна вообще. Только покупатель решает, носить ему прототип на кармане, или же на полку, пользоваться гравированными ножами, или не пользоваться. Знаю что есть люди с коллекцией ножей стоимостью в шестизначные суммы (не в гривне, в гривне и у нас такие есть
).
Что касается маркетинга - создание потенциального предмета коллекционирования - это уже маркетинг и делается это для привлечения внимания клиентов. Не всегда лимитка стоит дороже обычного серийного ножа, но для коллекционера этот нож будет иметь некоторую ценность. Коллекционируют ножи по моделям одной марки, одну и ту же модель в разных исполнениях, одну и ту же модель от разных производителей и мастеров (к примеру TAD dauntless, мне очень нравится в исполнении J.W.Smith), разные ножи с одним типом замка, или же просто ножи именитых мастеров или не очень именитых. Можно и китайские ножи собирать, я, кстати, делал клинок для ножа китайского производства, тема тут есть, стоимость ножа около 1000долларов, сейчас китайцы делают массу интересных ножей со своим дизайном, вполне коллекционировать можно и мастера у них тоже есть.
Что касается полочников, то есть сувенирных ножей, зачастую их коллекционная ценность сомнительная, если только ножи не связаны с чужой культурой, историей. Основной покупатель сувенирных ножей - неосведомленный даритель или сильно не разбирающийся пользователь, на них действительно может стоять 40х13 и не будет никакой разницы.
У меня на 125-ку приличная наценка, чуть ниже чем за дамаск с ванадисом. И все же, 125-ка в лидерах и это предпочтение заказчиков. Возможно эти ножи будут на полке, а может перейдут из полки в карман через лет 10, какая мне с того разница, к каждому изделию одинаковое отношение, вне зависимости от материалов и конечной стоимости ножа. Это мой маркетинг, который
maxduc перфекционизмом обзывает
. Шутка, но не только. Перфекционизм в отношении к работе, наверное, необходим, если нужно достичь некоторых высот, и я говорю не про деньги, хотя у хорошего мастера работа всегда будет.
К чему тема я тоже понял сразу