2Nehai Спасибо!
существует ли сейчас какая-то церковная доктрина по изображению вот этих вот святых, мучеников и прочая..
Существует. Причем эта традиция достаточно древняя. Один из моих
сайтов как раз посвящен этому вопросу. Правда собственно страниц подлинника там еще нет. Обновлял движок с минорной версии и чтобы не заморачиваться с миграцией данных, (там около сотни документов) решил перебить их руками с локальной копии старого сайта, заодно исправив ошибки и выкинув ненужное.
Эпоха подлинников это уже в принципе установившийся канон. Период до подлинников я особо не изучал, но можно предположить, что первыми христианскими изображениями были
иконы коптов. Предельный символизм и схематичность, наводит на мысль о влиянии искусства египта, а именно к этму этносу и принадлежат копты. У евреев существовала традиция запрещавшая священные изображения, а потому вполне объяснимы языческие корни ранних иконографических типов. В религиозной ветке Вы приводили сравнение изображения (статуи) Изиды с младенцем Гором, с иконой Богородицы. Есть еще символические катакомбные изображения Христа в виде пастыря несущего овцу, иконографический тип соответствующий изображению
ГермесаЭто свидетельствует о том, что приходящие в христианство народы, приносили с собой и свою культуру, в том числе и живописную. Помните у
Горация?... "
Греция, взятая в плен, победителей диких пленила В Лаций суровый внеся искусства; и так пресловутый Стих сатурнийский исчез, неуклюжий, - противную вязкость ". Тоже относится и к живописи и технологическим особенностям. Так меловой грунт (левкас) , который поныне используется в иконописи, был известен в египте за 3 тыс. до Р.Х. Это уже намного позже, когда христианство окрепло, постепенно выработался канон.
Реализм в иконе не допускается (хотя в общем на это "недопущение" давно все забили) потому, что реалистичные изображения воздействуют на эмоции созерцающего. Так, Вам наверняка известно, что рассматривая известную
картину Ильи Репина, некоторые падали в обморок. В православной аскетической традиции, при молитве "ум должен быть безвидным", т.е. очищен от эмоций. В противном случае, может иметь место психологический фактор самовнушения, который для аскета обычно заканчивается сначала тем что у христиан называется прелестью, а потом психическими заболеваниями. Потому икона должна быть сугубо символической и иметь сходство с "оригиналом" в той мере, которая достаточна для его (оригинала) узнавания.
Остапа понесло... поэтому на этом заканчиваю.
Да... технологические особенности создания иконы можно посмотреть у меня на
сайте, здесь