Автор Тема: "Сказка ложь, да вней намек, добрым молодцам - урок..." (С)  (Прочитано 11226 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

BoKu

  • Гость
Попросил меня как-то приятель сделать нож грибной...Причем длинный, такой чтоб не нагибаться, с лопатообразным острием. Опять-таки в лесу  вместо палки использовать, змей ганять если попадутся...В общем в размерах мачете. Приятель задал форму и выдал полосу 65-Г.  Попросил дол сделать, чтоб полегче было, ну и спуски от дола...рукоять сабельная. Вот такой вот ужоснах :)...Ну, задача-то интересная...Я до этого длиномеров не делать не пробовал.
Итак, отковал я заготовку, болгаркой вывел спуски и дол.
Спасибо кое-кому  =) из сотоварищей-форумчан, закалил в заводской термичке (в своем горне не смог - размеры не позволяли) до 55 ед. И все б ничего...Стояла она у меня - ждала когда руки дойдут.
И вот, как-то взял я ее в руки...повертеть-прикинуть-подумать как до ума доводить...И... О горе мне!  (_23)... Нашел трещину...Возможно упала, возможно стукнул-где. ХЗ. Одно хорошо - что сейчас лопнула, а не после окончания работы, и не в руках при рубке!
думаю ковать дол надо было, ну или после закалки выводит. В общем не точить дол до закалки...Думаю в этом все и дело...Вело ее при нагреве, термисту пришлось править, вот микротрещины теперь и вылезли.
Протупил, за что и поплатился...В общем делюсь горем, и уроком...

Теперь думаю порежу... И парочку ножей мелких на кухню сделаю.
Обидно конечно, но урок получен, чем и делюсь...





 

Константин

  • Гость
  Мы тоже загубили не один длинномер таким образом. Думаю, что и ковка спусков вместо вышлифовки не поможет. Разнотолщинность приведет к поводкам при закалке на мартенсит и трещинам при правке.
  Пришел к выводу, что ковка спусков никакого эффекта, кроме экономии металла, не дает. Да и экономия металла очень условная, если клинок трещит на термообработке.
  То, что спуски нужно ковать для улучшения свойств ножа - придумка кузнецов для оценки качества их работы.  Т.е. загубить металл ковкой можно, а улучшить свойства, если до этого сталь на метзаводе прошла 1000-кратную деформацию из слитка, нет.

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Возможно упала, возможно стукнул-где.
Уронить/стукнуть  65Г при 55 HRC так, чтобы  треснула? Это нужно оооочень сильно постараться. Я бы не смог.  8-)
Этим же опоясаться можно! Если толщина и здоровье {_09}  позволят согнуть...

А в глазки термисту посмотреть? С пристрастием? В последний раз...
(Ну, если повинится и выдаст компенсацию в виде комплекта рессор от М-412  {_21}, можно и простить. На первый раз.)

а улучшить свойства, если до этого сталь на метзаводе прошла 1000-кратную деформацию
... и потом структуру не угробили.
 8-) 8-) 8-)
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

kaball

  • Гость
Исторично долы вырезались уже после закалки и сборки клинка(думаю это непросто как практиковали), причем дело это поручалось подмастерью т.к. считалось неответственным.

BoKu

  • Гость
Уронить/стукнуть  65Г при 55 HRC так, чтобы  треснула? Это нужно оооочень сильно постараться. Я бы не смог.  8-)
Этим же опоясаться можно! Если толщина и здоровье {_09}  позволят согнуть...

А в глазки термисту посмотреть? С пристрастием? В последний раз...
(Ну, если повинится и выдаст компенсацию в виде комплекта рессор от М-412  {_21}, можно и простить. На первый раз.)

Как я понял, клин при закалке из-за дола сильно повело в сторону и он его правил... Отсуда микротрещины, которые просто проявились при падении...

Исторично долы вырезались уже после закалки и сборки клинка(думаю это непросто как практиковали), причем дело это поручалось подмастерью т.к. считалось неответственным.
Посмотрел бы я на того, кто попробует дол вырезать в каленой 65г скрябалкой...Все-же стали тогда и сейчас разные. Да и закалка тогда зонная была + обкладки клинка могли быть мягче, а потому можно было царапать долы....Ныне ситуация несколько иная...
Да надо было просто дол болгаркой после закалки резать...Один хр...н если бы обух отпустился малость хуже б не стало...
Вобщем теперь маленьких ножичков наделаю...А мачете нужно будет заново ваять...

 

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Как я понял, клин при закалке из-за дола сильно повело в сторону и он его правил... Отсуда микротрещины, которые просто проявились при падении...

Повторюсь: 65Г, правильно обработанную до 55 HRC  при толщине в 3 мм можно согнуть вдвое на дюймовой трубе.
(Не обогнуть, чтобы кончик достал до рукояти, а именно согнуть!)
Потом разогнуть нахолоду... и ни о чём не беспокоиться... Ну, кроме царапин.  :D

И так - 3-4 раза.

Какие "микротрещины" на {cenz} !?  (_19)

кто попробует дол вырезать в каленой 65г скрябалкой...
Ху ис скрябалка?
Долы об отрезной круг выводил не раз. (Давно, правда...)

Кстати, что касается углеродки и ей подобных, то ещё вопрос, легче работать по сырой или калёной. Нередко - дело вкуса.
Кстати, Калогеро/Чарли Бенника предпочитал работать по калёному металлу. {_09}
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость

Какие "микротрещины" на {cenz} !?  (_19)

Спокойнее...Какие...Разные! :D Сам понимаю что маловероятно, но не хочу я на термиста грешить...И сам мог при ковке где-то лишний раз по холодной стукнуть...Хотя вроде старался акуратно... Да и звенела чисто...Хз...Вобщем Бог с ним...
Ху ис скрябалка?
Долы об отрезной круг выводил не раз. (Давно, правда...)

"Скрябалка" - она же "хрень", она же "такая фигня которой в древности долы выстругивали вручную на каленом клинке" :D


Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Спокойнее...
Я спокоен. Просто иногда гиперболизирую.  {_09}

... но не хочу я на термиста грешить...
Тогда нужен "следственный эксперимент".  ((

которой в древности долы выстругивали вручную на каленом клинке" :D
{23} А где логика: в древности и на калёном ?
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость

{23} А где логика: в древности и на калёном ?
Дык это не ко мне, это сюда:
Исторично долы вырезались уже после закалки и сборки клинка

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Дык это не ко мне, это сюда:
{mem} "поручалось подмастерью"

Тогда ясно: практикум в стиле "...нам рассадка не дорогА, дОрого послушание!" ©
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

Оффлайн Vadim_K

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2162
  • Расположение: Kiev
Цитата: BoKu
И... О горе мне!  (_23)... Нашел трещину...Возможно упала, возможно стукнул-где. ХЗ. Одно хорошо - что сейчас лопнула, а не после окончания работы, и не в руках при рубке!
Только сейчас увидел тему.
Богдан, елы-палы, нехорошо то как получилось. Я правда 65Г у него никогда не калил, и длиномеров тоже, но с другими сталями на обычных клинках проблем не было... Советовались еще по твердости с ним - он говорит, клинок длинный, лишней твердости лучше не давать.

BoKu

  • Гость
Цитата: BoKu
И... О горе мне!  (_23)... Нашел трещину...Возможно упала, возможно стукнул-где. ХЗ. Одно хорошо - что сейчас лопнула, а не после окончания работы, и не в руках при рубке!
Только сейчас увидел тему.
Богдан, елы-палы, нехорошо то как получилось. Я правда 65Г у него никогда не калил, и длиномеров тоже, но с другими сталями на обычных клинках проблем не было... Советовались еще по твердости с ним - он говорит, клинок длинный, лишней твердости лучше не давать.
Вадим, никаких претензий - упаси Бог! (__3) К термисту тоже претензий нет - ну всякое бывает хрен с ним! Нестандартная вещь. Новый сделаю, еще лучше будет! 8-)

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Советовались еще по твердости с ним
{23} В свете пары последних постов вырисовывается приоритет неозвученной ранее версии о трещине, унаследованной от клиентской заготовки. Скорее всего - поработавшей пластины из рессоры.
Эта версия на 100% снимает вину с термиста.

Кстати, режимы ТО данной заготовки никто не озвучивал даже примерно...

Способ (не гарантированный) избежания подобных проблем - ободрать, протравить и осмотреть торцы пластины.
Хотя бы центральную треть-четвертьпластины.
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
Советовались еще по твердости с ним
{23} В свете пары последних постов вырисовывается приоритет неозвученной ранее версии о трещине, унаследованной от клиентской заготовки. Скорее всего - поработавшей пластины из рессоры.
Увы, версия не катит - заготовкой служила полоса 65-Г, а не рессора. Во вторых при нормализации, после ковки трещину расширившуюся увидел бы  и деньги тратить на закалку лопнувшей заготовки не стал - бы. Да и при слесарке трещину бы заметил... Но и термиста не обвиняю - всяко быть может...

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
заготовкой служила полоса 65-Г
Происхождение полосы известно точно?

1. Обрубок листа.
2. Обрубок "заводской" полосы.
3. Выправленный лист из рессоры.
4. Кованная из прутка.
...

(Второе от третьего легко отличить?  (_24))
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
Или первое или второе. Точнее не скажу. Полоса где-то 500*5*50 мм, на вскидку, точнее не помню...Происхождение неизвестно...По словам приятеля - "с завода"  ;)

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
По словам приятеля - "с завода"  ;)
Ну.  ((
Из края листа + внутренности рулона - вероятность микротрещины повышается.

Если термист не сделал грубой ошибки, то скорее всего причина в заготовке.
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
По словам приятеля - "с завода"  ;)
Ну.  ((
Из края листа + внутренности рулона - вероятность микротрещины повышается.

Если термист не сделал грубой ошибки, то скорее всего причина в заготовке.
Не спорю...Может и такое быть...Я не термист, но мне кажется что тут дело в том, что после слесарки - выточки долов - заготовка не была как следует нормализована, а сразу подверглась закалке. Как следствие могли возникнуть внутренние напряжения, которые привели к трещине. Или же имела место правка сразу после закалке, на холодную...Иногда это проходит нормально, но не в этот раз. Но возможно я и ошибаюсь.
В общем сейчас для меня вопрос в другом - чего бы такого из этого дела родить...

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
могли возникнуть внутренние напряжения, которые привели к трещине.
Только при грубых ошибках термиста -  с завышенной температуры на воду (или даже солёную).
Но ведь заявленные 55 HRC подразумевают закалку на масло? (В идеале - ТО на троостит.)

А править так, чтобы не лопнуло, а появилась трещина? Научите!  :D
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
А править так, чтобы не лопнуло, а появилась трещина? Научите!  :D
Пожалуй...

Оффлайн Vadim_K

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2162
  • Расположение: Kiev
Цитата: Cynic
Кстати, режимы ТО данной заготовки никто не озвучивал даже примерно...
Режимы ТО не обсуждались.
Спросил :"65Г можешь?"
Ответ : "Могу. Какая надо твердость?"
А сейчас уже наверное в памяти и не воспроизведет, давно это было.

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Режимы ТО не обсуждались.
{23} Надо будет на досуге поискать диаграммы для этой стали...
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
Режимы ТО не обсуждались.
Спросил :"65Г можешь?"
Ответ : "Могу. Какая надо твердость?"
А сейчас уже наверное в памяти и не воспроизведет, давно это было.
Да не стоит беспокоится...проехали...У меня все равно других вариантов с термичкой при таких габаритах, не было...Сваяю новый и закаливать попробую уже без дола. Уверен, что все будет нормально.

Оффлайн Cynic

  • Global Moderator
  • Эксперт
  • *****
  • Сообщений: 19274
  • Расположение: Днепр
  • Nihil habeo, nihil curo.
Да не стоит беспокоится...
Беспокойства нет...
Но есть мысли, что:
1) эвтектоидные стали никуда не денутся из сектора "нож в поле".
2) длинномер предпочтительно термообрабатывать на троостит.
Не откладывай на завтра то, что можно вообще не делать!

BoKu

  • Гость
Да не стоит беспокоится...
Беспокойства нет...
Но есть мысли, что:
1) эвтектоидные стали никуда не денутся из сектора "нож в поле".
2) длинномер предпочтительно термообрабатывать на троостит.

1. Поясните пожалуйста дилетанту почему 65Г не доэвтектоид, а эвтектоид (это же 0,85 С)? Или я чего не так понял...
2. Возможно длинномер предпочтительнее закаливать зонно?  РК на мартенсит, обух с долом - на тростит/сорбит, или что оно там получится...
3. Вы полностью исключаете возможность того, что сама сложная форма закаливаемой заготовки, в частности наличие дола, могло стать причиной дефекта даже при соблюдении (в основном) технологии закалки? Ведь понятно, что термист не мог калить в заводских условиях только одну эту заготовку или разрабатывать под нее отдельный технологический процесс...