Автор Тема: Травление  (Прочитано 40025 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн webs

  • Бывалый
  • *****
  • Сообщений: 1395
  • Расположение: Запорожье
Травление
« : 12 Март 2007, 17:40:20 »
Эээ - травление это скорее не процесс - а ПРОЦЕСССС. Вообщето как первый ножичек, так и этот второй делались в качестве "тренировочных", что бы когда я начну из дамаска ваять не запороть клинок при попытке травления. В общем опуская все неудачные попытки и всю связанную с этим ненормативную лексику могу поделиться опытом.
1 - обезжириваем клинок (сначала долго трем порошком "гала", потом протираем ацетоном)
2- наносим защитное покрытие на одну сторону клинка, на то место где будет узорчик (Выстрадано. Не пытайтесь сразу обе стороны делать) В качестве защитного покрытия плавим в консервной банке канифоль, добавляем воск НЕ ПАРАФИН один к одному и смолу (черную, которой крыши кроют и в асфальт добавляют) примерно 0,5 части. Отливаем из этой массы шарик. Потом обезжиренное лезвие немного нагреваем над газом и этим шариком трем, все это дело плавится и покрывает лезвие.
3 - потом берем парафиновую свечку, поджигаем и капаем воском на оставшиеся непокрытыми места пока не закроем весь металл, за исключением хвостовика, за который будем цеплять контакт. Особое внимание на острые углы лезвия, там парафина накапать дофига, как правило в этих местах остаются маленькие дырочки и потом выжырает там такие кратеры - мама не горюй.
4- как все застынет - берем иголку и процарапываем узорчик, особенно хорошо процарапываем в местах где "много голого металла", если останется там хоть чуть - чуть покрытия - фон будет не ровный а буграми.
5 - Берем банку стеклянную литровую и наливаем в нее кислоты аккумуляторной. Я брал уже разведенную кислоту на автобазаре и ее на литр примерно грамм 100 - 150 хватает за края, больше лить не надо, а то поплавится все ваше покрытие и отпадет. Проверено  :-( .

6- Любой блок питания старый берем и отрезав "папу" на проводе, паяем на концы крокодильчики, потом в пластиковой крышке для банки прорезаем две дырочки, так что бы хвостовик клинка залезал в нее внатяг и держался в дырке. Во вторую дырку любую железяку, лиш бы она в раствор опускалась до конца. Я старый нож вставлял. Короче вставляем это все в крышку и одеваем крышку с железками на банку с электролитом. Главное что бы железки не касались друг друга и висели на расстоянии 4 - 5 см друг от друга.

7 - К врхним концам железок торчащим из крышки цепляем крокодильчики плюс на изделие минус на железку. В блоке питания один провод будет черный а другой с белой полоской, тот что с белой полоской на изделие - включаем это дело в розетку и если сразу не шарахнуло - ждем минут 15 потом выключаем и прверяем, не отвалилось ли где покрытие. Если не овалилось - опять врубаем и ждем еще 15 мин - достаем и смотрим - если уже готово (под покрытием видны блестящие боковые грани вытравленного металла) - то моем и любуемся, если нет - еще на 15 мин окунаем.

Вот и весь процесс.
Пусть тот, кто всегда прав, первый схлопочет камнем.

 

Оффлайн strit

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1865
  • Расположение: Дніпро
Травление
« Ответ #1 : 12 Март 2007, 22:18:33 »
я использую соленую воду,вроде как безопасней и весь процес занимает минут 10.

Оффлайн Lan

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2352
  • Расположение: Івано-Франківськ
Травление
« Ответ #2 : 12 Март 2007, 22:38:14 »
потрібні іони - думаю, що однаково яке середовище їх створить - лужне, кислотне чи сіль.
Війна - справа не тільки армії, це доля всієї нації.
Карл Густав Маннергейм

Оффлайн strit

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1865
  • Расположение: Дніпро
Травление
« Ответ #3 : 17 Март 2007, 20:00:08 »
Травил в соленой воде 95х18 и разные "чернухи"  рисунок получялся четкий , вся площадь
травления однородная . Принесли неизвестную нержавейку , получился какойто ужас : протравились только края рисунка на границе с защитным слоем шириной 1мм и то очень неровно, а остальная поверхность покрылась мелкими дырочками.Попробовал азотную кислоту, травление раномерное, блестящее но нужно подбирать ток, при большом подрывает защиту.

мазут

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #4 : 29 Август 2012, 19:00:10 »
чомусь здається з курсу хімії, що якщо метал стійкий до кислотної корозії то атмосферна корозія йому не загрожує).
десь ділося запитання)))

 

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #5 : 02 Сентябрь 2012, 17:49:15 »
Подскажите пожалуста: я пробовал протравить быстрорежую сталь в ХЖ и азотке,в азотке потемнел металл местами а в ХЖ покрылось красивым однородным серым покрытием-но это покрытие царапается даже ногтем.Держал в растворах по 10 минут,может из за этого? Если продержать минут 30-покрытие станет устойчивей или оно так и остается декоративным? Или как вариант лучше есть меньше кальция чтоб ногти были помягче и не царапали покрытие?:)

Оффлайн Vadim_K

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2162
  • Расположение: Kiev
Re: Травление
« Ответ #6 : 02 Сентябрь 2012, 21:48:03 »
Иваныч, травлю в концентрированной ХЖ, не более 10 секунд. Налет стираю рукой(тряпкой) под струей воды. Остается ровная матовая поверхность, либо проявляет структуру стали. Не стирается при строгании твердых древесин, о царапании ногтем даже разговора нет. Получается так -
Порошок:


Х12МФ:


Быстрорез, а точнее - Р6М5:


Может у Вас налет ногтем снимается? так налет - это нормально, все ж хим. реакция. Но под налетом может быть правильная поверхность? Проверьте.

Оффлайн vagrant81

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2314
  • Расположение: Севастополь
  • Чтобы найти новый путь, уйди со старой дороги!
    • [url]http://vagrant81.fo.ru/[/url]
Re: Травление
« Ответ #7 : 02 Сентябрь 2012, 21:55:43 »
1. Какая конценрация растворов? В 7% азотке достаточно 30 - 60сек. в 20% хж от 30сек.
2. Чем и как обезжиривали?
Fais se que dois adviegne que peut

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #8 : 02 Сентябрь 2012, 22:39:25 »
Может у Вас налет ногтем снимается? так налет - это нормально, все ж хим. реакция. Но под налетом может быть правильная поверхность? Проверьте.

нет,налет смывал под напором воды с тряпочкой,под этим налетом поверхность получается чуть светлее чем у вас на 3 фоторгафии.

1. Какая конценрация растворов? В 7% азотке достаточно 30 - 60сек. в 20% хж от 30сек.
2. Чем и как обезжиривали?

1.честно говоря без понятия какая концентрация,я  работаю на заводе изготовления минеральных удобрений,там используются много разных кислот-но какой % никто толком незнает:) я попросил-мне принесли 2 литра азотки и 2 литра ортофосфорной (опять же % неизвестен)
2.обезжиривал хозяйственным мылом и содой (на роботе больше ничего подходящего ненашел)

Заранее спасибо за Ваши ответы-это мои первые шаги в травлении металла,форум почти весь перечитал уже-а вот жизнь никак воплотить неполучается {dr}
« Последнее редактирование: 29 Ноябрь 2013, 11:06:18 от Cynic »

botuala

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #9 : 03 Сентябрь 2012, 04:04:37 »
По вопросам травления, хорошо и подробно, сможет ответить woodcraft:
http://www.knife.com.ua/forum/index.php?action=profile;u=7262
А может и нет, секреты мастерства {wh}.

Оффлайн vagrant81

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 2314
  • Расположение: Севастополь
  • Чтобы найти новый путь, уйди со старой дороги!
    • [url]http://vagrant81.fo.ru/[/url]
Re: Травление
« Ответ #10 : 03 Сентябрь 2012, 07:02:23 »
Если азотка отработанная, то она слабо берет, кроме того в ней возможны примеси. Возьмите концентрированную азотку 57% и разведите. Ортофосфорная даёт салбое покытие нуждающееся в защите, кроме того фосфат железа - это вам не витамины.
Хороший результат от хлорного железа. 200гр на литр, перед использованием нагреть банку на водяной бане до 50-60гр.ц. через 30сек можно достать посмотреть цвет и глубину, обычно этого хватает, но если вам покажется мало, то ещё 30сек. Промыть, шлифонуть 2500-3000гр( снять слабый слой и открыть структуру стали)
Fais se que dois adviegne que peut

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #11 : 03 Сентябрь 2012, 18:20:38 »
спасибо,буду пробовать ХЖ,осталось только найти где бы его купить и кузню для оттягивания заготовки :)

botuala

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #12 : 05 Сентябрь 2012, 01:13:49 »
Вытравлено в растворе повареной соли.
Рисунки без претензии, так, попробовать :).

Оффлайн Uliss

  • Шлях, що може бути пройдено - не істинний шлях
  • Эксперт
  • *******
  • Сообщений: 15835
  • Расположение: Глобине
  • Анархіст, соціопат, мізантроп
Re: Травление
« Ответ #13 : 05 Сентябрь 2012, 09:33:34 »
Классный иероглиф, стырю. ))) {_08} {_11}
Иногда свет чернее тьмы. И даже ангелы в ужасе сторонятся его…

Оффлайн a_n_t

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1899
  • Расположение: Odessa
Re: Травление
« Ответ #14 : 05 Сентябрь 2012, 14:03:57 »
 ))) ))) )))
+1

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #15 : 05 Сентябрь 2012, 19:18:58 »
Вытравлено в растворе повареной соли.
Рисунки без претензии, так, попробовать :).


а как можно так вот писать на металле?

Оффлайн Romko

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 629
  • Расположение: м.Львів
Re: Травление
« Ответ #16 : 05 Сентябрь 2012, 20:06:19 »

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #17 : 05 Сентябрь 2012, 20:34:15 »
да как травить вырезая рисунок я знаю-читал уже,а вот именно прописью, как на первой фотке-или с мелкими деталями?

Оффлайн Romko

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 629
  • Расположение: м.Львів
Re: Травление
« Ответ #18 : 05 Сентябрь 2012, 20:45:32 »
Різниця тільки в способі захисту поверхні металу. Наприклад, зафарбовуємо і голкою акуратно продряпуємо текст. Або ми не зрозуміли одне одного.  =)

Оффлайн Dmitriy.K

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 276
  • Расположение: Васильків, Україна
Re: Травление
« Ответ #19 : 05 Сентябрь 2012, 21:36:55 »
Мелкой кистью (беличий хвостик) наносим рисунок, а иглами и скальпелем поправляем. Краску надо подбирать индивидуально. Мне было удобно работать с матовой нитрой- мелкие детали лучше видно.

Оффлайн Romko

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 629
  • Расположение: м.Львів
Re: Травление
« Ответ #20 : 05 Сентябрь 2012, 21:39:43 »
Доречі, дрібні деталі простіше і якісніше вийде витравити позичивши технологію в тих, хто робить плати. Я про переплавляння праскою тонера лазерного принтера з глянцевого паперу на метал.

botuala

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #21 : 06 Сентябрь 2012, 00:53:02 »
прописью, как на первой фотке
Просто:
... зафарбовуємо і голкою акуратно продряпуємо текст.
по не совсем подсохшей
матовой ниторо краске

botuala

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #22 : 06 Сентябрь 2012, 01:03:42 »
Я про переплавляння праскою тонера лазерного принтера з глянцевого паперу на метал.
Помоему проще так: наклеить на скотч, отмыть бумагу, приклеить к заготовке, вырезать по контуру.



P.S. Травление - работа кропотливая, у меня терпения не хватает (_23).

Оффлайн влад-ч

  • Эксперт
  • *******
  • Сообщений: 3554
  • Расположение: Чернигов
  • 063 71-68-263
Re: Травление
« Ответ #23 : 06 Сентябрь 2012, 01:05:19 »
ЛУТ или фоторезистивный лак спасут отца русской демократии  ;)

Иваныч

  • Гость
Re: Травление
« Ответ #24 : 28 Сентябрь 2012, 14:04:47 »
шо то у меня наверное с руками не то,сколько не пробую травить и в ХЖ и в азотке-все равно после травления на лезвии образуется ржавая пленка,обезжиривал и порошком,и ацетоном,и уайт спиритом-ничего непомогает:(((