Автор Тема: Х12МФ потрескалась при ковке.  (Прочитано 838 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн BigWolf

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 83
  • Расположение: Харьков
Х12МФ потрескалась при ковке.
« : 29 Декабрь 2017, 20:23:12 »
Доброго времени суток уважаемые комрады!  =)

Сегодня первый раз в жизни ковал сталь Х12МФ (пытался оттянуть полосу из круга 34 мм).
Из инструмента - наковальня, горн, молотки да кувалды.
Делал 2 поковки. Поковки - отрезал блины от кругляка длинной около 30 мм. В процессе ковки одна поковка буквально развалилась после 4-5 нагрева. На второй появилась пара небольших трещин.  {_18}
Заготовки ковал в диапазоне 1100 - 850 градусов (примерно, на глаз)
Понимаю что где то накосячил с температурой. Вопрос такой - недогрел или перегрел? Или может есть какие то другие нюансы или тонкости которые не учел или упустил по незнанию.
Прошу мастеров дать совет, что надо сделать в будущем, что бы поковки из Х12МФ не трескались
Боишься - не делай. Делаешь - не бойся

 

Оффлайн break

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1685
  • Расположение: Київ, передмістя
  • Поки сонце зiйде - роса очi виїсть(с)
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #1 : 29 Декабрь 2017, 21:26:37 »
Якщо точно не гріли вище 1100, то значить вбили сталь холодною ковкою. Кувати Х12МФ при температурі нижче 900 дуже не рекомендується - великий ризик появи тріщин. Хоча й пишуть про 850 в книжці, це не значить, що то добре.

Оффлайн BigWolf

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 83
  • Расположение: Харьков
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #2 : 29 Декабрь 2017, 21:54:59 »
Дякую за відповідь. Завтра буду кувати на більш високих температурах  =)
Боишься - не делай. Делаешь - не бойся

Оффлайн break

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1685
  • Расположение: Київ, передмістя
  • Поки сонце зiйде - роса очi виїсть(с)
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #3 : 29 Декабрь 2017, 22:51:32 »
Знову ж  - без фанатизму, бо вище 1150 і перепалити сталь раз плюнути.
Взагалі рекомендація може бути тільки одна - кувати і дивитись. Поки побачите правильний діапазон, правильну силу удару і т.п.
Тут рекомендаціями ніяк не допоможеш. Хіба що напроситись до спеціаліста і хоча б постояти поруч.

Оффлайн was56

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 370
  • Расположение: Львів
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #4 : 30 Декабрь 2017, 11:02:33 »
З мого досвіду ця сталь сипеться швидше від перегріву ніж коли бити по "холодному".х12мф трохи капризна до діапазону ковочних температур і я її перед початком першої ковки тримаю в горні нагрітою до світло-оранжевого кольору десь хвилин 10-15 і тоді починаю кувати.Я стараюсь дотримуватись діапазону від світло-оранжевого, майже жовтого кольору до світло-вишневого.На нижній температурі зменшую силу удару.На початках вона трохи тверда а потім піде легше.

 

Оффлайн BigWolf

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 83
  • Расположение: Харьков
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #5 : 30 Декабрь 2017, 11:11:39 »
Дякую за поради. Планував сьогодні вілкувати пару полосок, але заважає дощ.
Буду пробувати як дозволить погода  {_14}
Боишься - не делай. Делаешь - не бойся

Оффлайн break

  • Старожил
  • ******
  • Сообщений: 1685
  • Расположение: Київ, передмістя
  • Поки сонце зiйде - роса очi виїсть(с)
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #6 : 30 Декабрь 2017, 11:28:02 »
Ну звісно - перший прогрів треба тримати трохи більше, ніж наступні. Навіть якщо поверхня жовта, серцевина ще холодна.

Оффлайн BigWolf

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 83
  • Расположение: Харьков
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #7 : 30 Декабрь 2017, 14:01:08 »
Перший прогрів витримував хвилин 5.
Дощ зруйнував плани. Буду чекати погоду більш прийнятну.
Головне що я зрозумів з почутих порад - не треба поспішати, і треба дотримуватись діапазону температур  :)
Боишься - не делай. Делаешь - не бойся

Оффлайн apreldoor

  • Активный участник
  • ***
  • Сообщений: 535
  • Расположение: Житомир
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #8 : 30 Декабрь 2017, 18:43:06 »
Первый раз у меня х12мф пошла трещинами, отвлёкся я. Перегрел, вижу, что многовато, думаю ладно, несколько ударов и всё. Всё в трещинах. А вот остывшую х12мф вообще ковать трудно, поэтому и не пытаюсь, лучше чаще прогревать и греть равномерно. У меня трещины шли только от перегрева. Если формировать плечики и оттягивать хвостовик, то особенно осторожно нужно в этих местах. Неспешно нужно. Углеродка в этом плане прощает многое, как пластилин.

Оффлайн BigWolf

  • Участник
  • *
  • Сообщений: 83
  • Расположение: Харьков
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #9 : 30 Декабрь 2017, 19:40:26 »
 :) То что Х12МФ тянется плохо - это я понял еще вчера столкнувшись на практике с этой сталью  :). Та же поковка из ШХ или из У-шки значительно пластичнее чем Х12МФ. Но я учусь. И спасибо мастерам за советы  {_14}
Боишься - не делай. Делаешь - не бойся

Оффлайн Стечкин

  • Местный
  • ****
  • Сообщений: 997
  • Расположение: Крым, Украина
Re: Х12МФ потрескалась при ковке.
« Ответ #10 : 30 Декабрь 2017, 19:53:41 »
тоже купил себе болванку этого железа, выходные длинные намечаются - надо занять руки и освободить голову. Буду пробовать.  {wh}
Вынимайте широкие ножи!
Точите их на черном камне!..