Украшательство или орнамент на клинках.

Украшательство или орнамент на клинках.
(тем кому не нравится «хохлома» — читать не рекомендуется)

ORION (г. Ереван, Армения)

Итак, исходим из того что клинок у нас готов, т.е. отформован, заточен, отшлифован и отполирован до зеркального блеска (или не до зеркального, кому как нравится).
Теперь по порядку, про «Хохломизацию», «Украшательство» или травление рисунка на клинке.

Орнамент.

1. Подготовка рисунка орнамента (вариант 1).
Находим в сети (ключевое слово для поисковиков-векторный клипарт) или рисуем ВЕКТОРНЫЙ рисунок орнамента в формате wmf или cdr. Можно взять рисунок любого другого формата и переконвертировать в векторный вид стандартными средствами редактора Corel Draw или специальными программами – конверторами графических форматов. Для информации: векторный формат представляет из себя рисунки в виде замкнутых линий и поддерживается всеми режущими плоттерам (устройство, похожее на принтер, вырезающее рисунки). В графическом редакторе Corel Draw корректируем рисунок и подгоняем его под наши размеры (полезно в этом случае иметь отсканированый чертеж заготовки клинка в реальном масштабе). Накладываем рисунок на чертеж и производим необходимые корректировки и дорисовки. Следим за тем чтобы все линии были замкнутыми (это проверяется режимом «заливка»). Не надо увлекаться слишком мелкими деталями так как плоттер физически не в состоянии вырезать деталь объемом менее 2-3 кв. мм.
После проверки режим «заливка» отменяем и оставляем только контурные рисунки.

Проводим подгонку размеров рисунка к габаритам клинка.

2. Вырезка шаблона рисунка.
Готовый рисунок переносим на флешку или на диск и несем в любую фирму где есть режущий плоттер. Обычно этот аппарат имеется практически во всех фирмах занимающихся наружней рекламой. На оракале (декоративная цветная самоклеющаяся пленка) заказываем вырезку. Цвет оракала не имеет значения, необходимо только чтобы оракал был для наружнего применения (outdoor), а не для внутреннего (indoor), у наружнего лучше адгезия. Кроме того, надо проследить чтобы прорезка рисунка была качестенной.
При отсутствии режущего плоттера прийдется вырезать рисунок по контуру вручную острым скальпелем, что довольно сложно.

3. Подготовка клинка.
Далее, после того как подготовлен шаблон, переходим к следующему этапу. Ацетоном обезжириваем заготовку клинка и осторожно, не касаясь обезжиренных частей, наклеиваем оракал. То что должно протравиться — не заклеиваем, и наоборот (негатив, позитив). Так, можно протравить весь клинок, оставив только защищенные части (орнамент), заодно и клинок здорово отполируется электрохимическим способом. В этом случае рисунок будет выпуклым. Или, наоборот, при защите всего клинка, если оставить незакрытым только рисунок получим эффект резьбы по металлу. Для мелких деталей используем иголку и скальпель. Можно воспользоваться технологической вспомогательной пленкой которой пользуются рекламщики, главное — аккуратность. Если есть валик от фотоглянцевателя – после завершения наклеивания прокатываем с усилием по клинку пару раз. Оставшиеся места защищаем обычным качественным прозрачным скотчем. В этом деле лучше со скотчем переборщить и надежно защитить клинок, так что скотча не жалеем! Прокатываем с усилием по клинку роликом еще раз.

4. Приготовление раствора и источника питания.
Откладываем клинок с шаблоном и переходим к приготовлению раствора для глубокой травки. Берем стеклянную литровую банку (или больше, в зависимости от размера клинка), наливаем в банку чистой, водопроводной воды и  добавляем туда две (суповых, больших) ложки пищевой соли, размешиваем. Для лучшей растворимости соли можно воспользоваться горячей водой., однако перед использованием надо раствор охладить до комнатной температуры. Иначе оракал и скотч в горячей воде отлипнут.
Для электролиза  необходим блок (источник) питания постоянного тока с пара-метрами: 5-24 вольт и током на 1-2 ампера.

5. Травка рисунка.
Заготовку с шаблоном опускаем в банку, предварительно к ней крокодильчиком прицепив плюсовой провод (например за хвостовик). К минусовому проводу крепим (желательно припаять) стальной гвоздь по длине примерно равный рисунку.

6. Процесс травления.
Опускаем гвоздь в банку и включаем блок питания. Необходимо, чтобы между гвоздем было расстояние примерно 3 см. По пузырькам замечаем что процесс электролиза пошел… Каждые 3-4 минуты вытаскиваем клинок и МЯГКОЙ волосяной кисточкой проходимся по рисунку. Клинок обратно вставляем другим боком к гвоздю чтобы травка происходила равномерно. Продолжительность всего процесса зависит от нужной глубины и составляет примерно 20-25 минут.

7.  Заключительные операции.
Через указанное время (или по внешнему виду рисунка, при достижении необходимой глубины) вынимаем заготовку и моем ее под струей проточной воды при помощи старой зубной щетки,  сдираем оракал и скотч. Вытираем насухо и, далее, слегка полируем клинок на мягком войлочном круге. Орнамент на клинке готов.

Можно воспользоваться другим методом нанесения рисунка. Процесс не менее трудоемкий, однако позволяет получить более тонкие и качественные рисунки. Для этого используем радиолюбительский метод нанесения рисунка на печатные платы.

1. Подготовка рисунка орнамента (вариант 2).
Находим или рисуем необходимый рисунок. Берем несколько обложек от глянцевых журналов или просто чистую глянцевую бумагу. Бумага нужна именно глянцевая для того, чтобы тонер не проникал в поры бумаги и легко отслаивался. На любом лазерном принтере распечатываем зеркальное отображение подготовленного рисунка на глянцевой бумаге в режиме наибольшей контрастности. Если принтер хороший и бумага качественная, можно попытаться напечатать на одном листе (и в том же месте) 2-3 раза. Надо следить за тем чтобы рисунки не «разъехались» друг относительно друга. В этом случае слой тонера на рисунке будет больше и он легче перенесется на клинок.

2. Нанесение рисунка.
Накладываем рисунок (изображением вниз, к клинку) на обезжиренный клинок и приглаживаем его горячим утюгом до тех пор пока бумага основательно не прилипнет к клинку. Опускаем клинок с бумагой в банку с холодной водой и ждем пока бумага полностью намокнет. Далее осторожно скатываем бумагу с клинка и, острой иглой, если необходимо, подправляем рисунок. Действуем осторожно потому что покрытие (тонер) иногда смывается, и тогда придется начинать сначала. После травки рисунка в соляном растворе по приведенной выше методике, тонер легко смывается ацетоном.

Логотип или клеймо.

Для протравливания небольшого логотипа или клейма изготовителя на клинке можно воспользоваться другим, менее трудоемкми методом. В этом случае будем травить именно сам рисунок логотипа (буквы, знаки и т.п.)

1. Подготовка клинка и логотипа.
На подготовленный и обезжиреный клинок приклеиваем оракал с или покрываем необходимый участок быстросохнущим мебельным лаком. Покрываемый участок в обоих случаях должен быть немного больше будущего логотипа. При использовании лака, после его высыхания, наносим на клинок с помощью обычной копировки рисунок логотипа. Далее острой иглой процарапываем до металла те части рисунка которые должны протравиться. Можно воспользоваться методом нанесения рисунка при помощи лазерного принтера и глянцевой бумаги, однако в этом случае нам понадобится негатив.

2.  Подготовка раствора для электролиза.
В небольшой стакан насыпаем две кофейной ложки пищевой поваренной соли и наливаем воды. Для лучшей растворимости соли можно воспользоваться кипятком.

3.  Процесс протравливания.
К хвостовику клинка крокодильчиком подключаем минусовой провод блока питания. К плюсовому проводу прикручиваем гвоздь (к острию гвоздя, можно припаять). На головку гвоздя наматываем немного ваты или бинта чтобы получился тампон. Обмакиваем тампон в раствор, немного отжимаем и прикладываем к нашему рисунку. В этом варианте все происходит намного быстрее и легче контролируется процесс. Недостатки: зональный нагрев клинка (некритичный) и самого гвоздя (неудобно держать в руках). Кроме того, из за локального нагрева возможно отслаивание лака и оракала, так что необходимо соблюдать осторожность, аккуратность и не спешить. И еще, желательно почаще менять тампон и следить за тем, чтобы раствор не выходил за границы защищенной области.

4.  Заключительные операции.
После завершения процесса смываем лак (тонер) ацетоном или сдираем оракал, промываем клинок и слегка полируем на войлочном круге.

16.11.2011