Искусство воплощения.

Искусство воплощения

Боб Терзуола
Техническая коррекция — Александр Марьянко.
Своим опытом делится известный американский мастер Боб Терзуола [Bob (Robert) Terzuola]

Сразу надо предупредить, что этот материал не является комплексным учебником для начинающих об основах производства авторских ножей. Подразумевается, что заинтересованный читатель уже овладел базовыми навыками по использованию ручных инструментов, знаком с наиболее часто используемыми материалами и, как минимум, имеет общее представление о некоторых производственных процессах.

Существует немало замечательных книг, подробно описывающих, как делать ножи ручной работы. Что касается этого материала, то я предполагаю, что читатель знает хоть что-нибудь о просверленных отверстиях и отверстиях под резьбу, шлифовании клинков абразивными лентами, полировке металла, резке ленточной пилой, а также обладает основными навыками работы на токарном и фрезерном станках, и т.д.

Ниже мы рассмотрим навыки и материалы, необходимые при производстве современного авторского ножа.

Цех

Каждый мастер оборудует свой цех удобным ему образом. Я рассматриваю мой цех как убежище и как мою собственную небольшую пещеру. Я ожидаю с нетерпением, когда туда зайду и чувствую себя самым счастливым человеком в окружении моих инструментов и оборудования.

Те, кто может себе позволить построить специализированный цех, а не приспосабливать под него гараж или цокольный этаж, уделяют большое внимание расположению станков и автоматизированных рабочих мест, электрической проводке, освещению и т.д.

Я лично предпочитаю побольше открытого пространства для свободного перемещения по цеху, и стараюсь держать материалы на стеллажах у стен. Мне также нравится локализация в цеху связанных производственных групп, например, шлифовальные станки в одном месте, сверлильные станки — в другом и т.д.

Хорошо, когда есть возможность все пыльные операции, такие как шлифование, полировка и пескоструйная обработка, разнести со сборочными и отделочными.

Слесарный стол или верстак — сердце цеха, именно здесь я провожу большую часть рабочего времени. Я храню инструменты, которые использую наиболее часто, под рукой, и у каждого инструмента есть свое место рядом со станком.

Я ненавижу беспорядок и всегда нахожу время, чтобы разложить инструменты по местам, где они хранятся до следующего использования. Мне кажется, это можно объяснить тем, что по знаку Зодиака я «Дева».

Освещение играет очень важную роль, и я использую люминесцентное освещение высокого напряжения во всем цехе, а также направленные светильники везде, где производятся операции, требующие максимального внимания и концентрации.

Белый потолок значительно улучшил освещенность в цехе, кроме этого я сделал несколько окон. Так что теперь я могу любоваться красивыми закатами Santa Fe во время работы.

Я установил очень мощную вентиляционную систему для точильных станков и пескоструйных аппаратов, поэтому пыль вытягивает наружу. Двигатель системы вытяжки находится снаружи цеха, так как я не люблю шум, а рукава заборника пыли подведены к каждому станку. Я не использую вытяжку только при шлифовке титана из-за опасности возгорания — это описано ниже.

В цехе имеется отдельный пылесборник для сверлильного и фрезерного зачистного станка, который собирает стружки и поддерживает станок в чистоте. Для моей небольшой ленточной пилы, когда я режу стеклотекстолит G10, углепластик, слоновую кость и гетинакс, я использую специальный пылесос с двойным сухим воздушным фильтром, который эффективно собирает всю опасную для дыхательных путей пыль, в том числе даже мельчайшую.

Точильные станки являются основными для моего цеха, так как большинство работы я делаю на них. У меня их три. Один предназначен для контактной шлифовки плоских поверхностей с использованием опорных плит, второй — вогнутых под 8 дюймовый контактный ролик, а третий — универсальный многоскоростной для разной работы.

Также у меня есть самодельный шлифовальный станок с небольшими роликами (6-дюймовый и 10-дюймовый) под абразивную ленту. Кроме этого, я использую 8-дюймовый шлифовальный диск и различные небольшие фиксаторы. Мой цех имеет необходимое гранильное оборудование и электропечь.

У меня имеется много выдвижных ящиков фирмы «Craftsman». Они недороги и позволяют экономить место при хранении инструментов, деталей и готовых ножей. При этом они всегда находятся под рукой, и, наконец, моя аудиосистема! Я не могу работать в тишине и люблю слушать оперы, радио и старые кассеты.
Оборудование

Как и у большинства профессиональных изготовителей, у меня очень много инструментов, как общего, так и специального назначения. Большинство из них я сделал лично для специализированных, часто повторяющихся, операций.

Часть инструментов была куплена. Я не хожу в магазины с целью приобрести все необходимое, но без некоторых инструментов, на мой взгляд, просто нельзя обойтись.
При работе над партией ножей я использую кондуктора для обработки 5 или 12 деталей одновременно.

Другим моим помощником служит форма (примерно 5 дюймов на 6 дюймов), разделенная на две секции, которую я использую в том случае, когда над группой изделий надо сделать какую-либо операцию (например, полировка головок винтов или изготовление стопорных штифтов).

После того, как деталь обработана, она помещается во вторую секцию, а необработанные, соответственно, остаются в первой секции. (рис.4).
Лучшее из того, что я приобрел, это TAPMATIC-30X — специальная головка для сверлильного станка. (рис.7).

Титан можно сверлить с помощью ручной или электрической дрели, но когда вы возьметесь за сверление тонких отверстий очень легко сломать сверло и очень трудно удалить его обломки из металла.

TAPMATIC-30X легко удаляет сломанное сверло из отверстия. Отверстие с обломком сверла аккуратно подводится к спецголовке, вращающейся с большой скоростью и резкий рывок заставляет сломанное сверло вращаться в обратную сторону, выталкивая его из отверстия.

Не спрашивайте меня, как работает эта головка. Я разбираю ее для чистки и текущего ремонта, но до сих пор не понимаю, как она функционирует. Но она работает и, хотя это достаточно дорогой инструмент (примерно $350), он окупил себя уже не раз.

Я могу высверлить от 300 до 400 отверстий и заменить сверло, только когда оно превратится в пыль. Все мои сборочные винты завинчиваются отвертками Тогх, которые я считаю лучшими при работе с ножами, (рис.6).

Я начинал работать с обычными винтами, но пришел к выводу, что винты Тогх под шестигранный шлиц — «звездочку» более прочны и удобны.

На моем рабочем месте есть большой деревянный ящик для работы с измерительным инструментом, таким как штангенциркуль, кронциркуль, линейки, уголки и т.д. (рис.7). Крышкой этого ящика является гранитная пластина размером 15 на 15 см.

Именно на ней я делаю большую часть работы. На расстоянии длины руки размещаются часто используемые ручные инструменты, такие как отвертки Тогх, молоточки и молотки, кусачки и плоскогубцы и т.д. (рис.8).

Я не захламляю рабочее место, подвешивая на него трафареты и ножи, с которыми я в это время работаю.

Для них предназначена отдельная стена. Заготовки клинков, уже термообработанные, висят разделенные на группы, чтобы я всегда знал, какую следующую операцию нужно делать с каждым из них.

Один из наиболее важных аспектов в любом ремесле — это правильная организация работы, и производство ножей в этом смысле не исключение. Я использую разнообразные фиксаторы и держалки, такие как пружинные зажимы, деревянные столярные струбцины, и, конечно, тиски. (рис.9).

Один из наиболее полезных инструментов — это тиски, которые я изготовил, взяв за основу стандартные, прикрепив на их «губки» деревянные пластины. Мои тиски могут вращаться в разных направлениях и фиксироваться под разными углами, что делает работу на них не только удобной, но и безопасной.

В работе мне также необходим заточной станок с двумя кругами: один высокоскоростной, а другой — со средней скоростью. Я считаю, они идеально подходят для быстрого снятия облоя и шлифовки небольших деталей.

Материалы для клинков

Материалы

На сегодняшний день изготовителю предлагается множество материалов, из которых он может делать ножи. Мы не можем рассмотреть в этой главе все материалы, но достаточно сказать, что они делятся на группы от современных (титан, G-10, углепластик) до древних (макумэ и дамасская сталь).

Учтите, что материалы, как и все остальное, приходят и уходят. Латунь и мельхиор одно время были очень популярны при изготовлении деталей холодного оружия, но сейчас используются значительно реже.

Во времена американского ренессанса 80-х годов XX века ножи ручной работы с клинками из дамасской стали были очень редкими, а сейчас они стали основным товаром, выполненным профессионально и качественно, наряду с практичными недорогими ножами. Ниже по группам рассматриваются некоторые материалы, доступные сегодня.

Материалы для клинков

ATS-34

Это нержавеющая инструментальная сталь, используемая в различных областях, является японским эквивалентом марки стали 154-СМ, которую Bob Loveless впервые начал использовать в 70-х годах XX века. Первоначально она была создана для подшипников качения, работающих в тяжелых условиях, но впоследствии, благодаря ряду свойств, стала использоваться и в изготовлении клинков.

Это сталь с высокой коррозионной стойкостью, износостойкая и прочная. ATS-34 требует специальной термообработки. Закаливается в криогенных средах, что увеличивает прочность и твердость клинка. Это, возможно, наиболее популярная марка стали на сегодняшний момент для производства но-жей ручной работы, так как с ней удобно работать.

Она получила распространение и в ножевой промышленности после своего дебюта в модели фирмы «Spyderco C -15»

D-2

Более редкой сегодня в складных ножах является сталь марки D-2. Эта «штамповая» сталь, которая обладает замечательной износостойкостью и прочностью, классифицируется как частично устойчивая к действию коррозии, т.е. не являющаяся нержавеющей, так как в ее состав входит только 11% хрома.

Ее сложнее шлифовать, чем другие марки стали и просто его затачивать. Мой собственный опыт использования этих марок стали свидетельствует о том, что при покупке проката на заводе он имеет низкий класс чистоты обработки поверхности, поэтому вам необходимо покупать сталь большей толщины, а затем фрезеровать или шлифовать поверхность. На сегодняшний день я не уверен, что достоинства этих сталей перевешивают их недостатки.

А-2, W-2

Эти инструментальные стали, также используемые в настоящее время в производстве ножей, не слишком устойчивых к действию коррозии. Они хорошо держат заточку, но редко встречаются на рынке.

Стеллит/Талонит (кобальтовый хром-вольфрамовый сплав)

Интересный материал для клинков ножей, так как не содержит железа, а следовательно, с технической точки зрения, это не сталь. Стеллит — это литой суперсплав кобальта с добавками хрома, вольфрама и молибдена, в необходимой пропорции.

Его очень сложно резать и шлифовать, зато он вообще не ржавеет и держит заточку вечно (конечно, не вечно, но очень долго). Некоторые самоотверженные изготовители ножей используют стеллит, но достаточно редко, так как с ним тяжело работать. Этот материал — не для слабого сердца!

Керамика

Обыденное представление о керамике заключается в том, что она легко бьется и сложна в заточке. Иногда я делаю керамические клинки, но этот материал требует гранильного оборудования, алмазных инструментов и фундаментальных знаний теории работы с камнями. Это очень тяжелое производство.

Лезвие будет держать заточку неограниченно долго, но керамика не такая упругая, как любая из марок стали. Материал, который я использую, YTZAP (иттриевый поликристаллический титан-циркониевый ангидрид с окисью алюминия) более пластичен, чем я думал раньше. Я считаю, что у керамики есть будущее, но скорее всего не в производстве авторских ножей и не сегодня.

Дамасская сталь

Правильнее ее называть «узорчатой сталью», изготовленной методом кузнечной сварки. Дамасская сталь, в основном, используется при производстве ножей ручной работы, клинки которых делают многократной проковкой пакета из различных марок стали пока не достигают эффекта тонких слоев.

Современные промышленные способы производства предлагают несколько очень интересных вариантов дамасской стали, созданных с использованием методов порошковой металлургии. Дамасская сталь может быть сделана в виде мозаики с большим разнообразием графических эффектов на поверхности.

После полировки поверхности клинка сталь протравливают, обычно в хлориде железа, чтобы рисунок из чередующихся слоев проявился четче. Дамасская сталь легка в шлифовке, заточке и полировке, ее несложно термообработать или протравить, но, на мой взгляд, производство клинков из нее достаточно трудоемко и затратно. Поэтому этот материал чаще используется на ножах для коллекционирования.

Wootz (Вутц, булат)

Эта сталь, мало распространенная сегодня, с точки зрения технологии не является дамасской сталью, так как производится отличным от нее способом.

Рисунок, который выводится в процессе травления, частично создается в тигле и частично в процессе ковки и термообработки. В американской периодике можно встретить и другое ее название — «истинный дамасск».